Всероссийский портал дополнительного образования    система поиска и поддержки молодых талантов
 

ЕГЭ: Ежегодный Головокружительный Этап

ЕГЭ: Ежегодный Головокружительный Этап

Единый государственный экзамен – это серьезное испытание, для прохождения которого требуются крепкие нервы и знания. Он волнует миллионы выпускников по всей стране, а также их мам, пап, бабушек, дедушек и тех, кто так или иначе причастен к этому процессу. Недостаточность знаний, получаемых в школе, денежные траты на репетиторов, незаинтересованность ребенка в собственном обучении – вот с каким проблемами сталкиваются родители учеников старших классов.

Чтобы обсудить эти проблемы и попытаться найти пути решения, 11 апреля в рамках программы «Семья и дети» состоялся круглый стол «Как уйти от репетиторства при подготовке к ЕГЭ и ГИА?». На встрече присутствовали организаторы единого государственного экзамена, законодатели и представители общественности. Они вели разговор открыто, высказывая собственное мнение и не боясь смотреть правде в глаза. «В наших силах – депутатов, сенаторов – сделать так, чтобы система подготовки находилась в рамках правового поля и стала открытой, прозрачной, понятной», – отметила Лилия Салаватовна Гумерова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Проблемы с единым государственным экзаменом существовали вплоть до 2013 г. Это связано с тем, что в отдельных регионах были неравные условия сдачи экзамена. Но на сегодняшний день проведена огромная работа. «Все, что можно было изменить, мы изменили: привлекали учителей для разработки контрольно-измерительных материалов, ввели базовый и профильный уровни по математике и устную часть по английскому языку», – проанализировал деятельность Рособрнадзора Анзор Ахмедович Музаев, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Организаторы занимались не только исправлением психологических недочетов при сдаче экзамена, но и совершенствованием самих КИМов, уходя от такого принципа теста, как «угадай-ка».

1.jpg

В этом году во всех предметах, кроме иностранных языков (у них своя специфика), исключили часть выбора одного ответа. «Мы понимаем, что у выпускников и их родителей есть чувство утомленности от количества нововведений. Поэтому кардинальных изменений в ближайшие два года не предвидится», – успокоил Анзор Ахмедович. Однако учащихся 9-го класса ждет апробация устной части экзамена по русскому языку. Но бояться не нужно, так как это эксперимент, поэтому выпускники 2016 и 2017 гг. могут не переживать и готовиться по старым КИМам.

Участники круглого стола обсудили также вопрос о том, почему ЕГЭ/ОГЭ – это стресс. Почему эти три заглавные буквы вызывают у школьников испуг и тревожное ожидание. Смотря в календарь и понимая, что до первого экзамена остался месяц, выпускники приходят в тихий (а иногда и не очень тихий) ужас от осознания того, как мало времени у них осталось и как много еще невыученного. «Что же будет там, в пункте сдачи экзамена, где на входе я обязан пройти через металлоискатель, а в аудитории с двух сторон на меня будут смотреть две видеокамеры?» – спрашивают они свое будущее. И одна из причин такого судорожного волнения вот в чем.

Однажды Лилия Салаватовна приехала в школу с визитом и задала ребятам простой вопрос: «Скажите, пожалуйста, учителя говорят вам, что вы сдадите все экзамены успешно? Кто-то вас поддержал словом, делом или шуткой?» В ответ не поднялось ни одной руки. «Меня это насторожило, потому что, в какой бы класс я ни приходила, мне отвечали: “Нас пугают, говорят, что не видно просвета в конце тоннеля, поэтому нужно заниматься и заниматься”», – поделилась Лилия Салаватовна. Здесь таится еще одна проблема. Где же ребятам нужно заниматься: с учителем на уроках или отдельно с репетитором?

В общественном сознании закрепилось мнение, что дети не могут освоить образовательную программу и сдать экзамен без репетитора. Согласно опросу 50% родителей уверены, что в школе дают некачественные знания, поэтому задолго до сдачи ЕГЭ они нанимают своим детям репетиторов, тратя на это немалые деньги.

«На мой взгляд, в репетиторстве как таковом проблемы нет: репетиторы были, есть и будут, это право родителя и ученика. Например, моя старшая дочь не застала ЕГЭ, но для усиления полученных знаний и поступления в институт ходила на подготовительные курсы и занималась с преподавателем. Вопрос о том, как легализовать работу репетиторов», – прокомментировала проблему руководитель интернет-проекта «Одаренные дети» ректор ИГУМО Марина Владимировна Волынкина.

Действительно, между учеником и репетитором не заключается гражданско-правовых договоров, т.е. за проводимые занятия преподаватель не несет ответственности. Нет никакой гарантии, что он обучает ребенка качественно. Однако репетитор репетитору рознь. В России есть тысячи замечательных педагогов, которые добросовестно выполняют свои обязанности и нагружают детей багажом знаний, необходимых при сдаче экзаменов.

2.jpg

Но возникает большой вопрос: а чем занимаются учителя в школе, если потом они вынуждены учить детей тому же самому предмету, только за отдельные деньги? Виктор Викторович Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, недоволен ситуацией, которая складывается в средних общеобразовательных учреждениях: «В школе с углубленным изучением английского языка, где учатся мои дети, около 80% учащихся имеют репетиторов, причем по английскому языку. Это нормально?»

Он предлагает следующие решения проблемы. Во-первых, необходимо ужесточить контроль выполнения тех законов, которые уже есть. Во-вторых, директора школ совместно с учителями должны проводить просветительские беседы с учащимися старших классов. Им также следует уверить родителей, что не обязательно их ребенку иметь репетиторов, так как в школе достаточно хороших преподавателей, которые во время урока дают качественные знания.

Но стоит выделить одну очень важную мысль: ни один учитель, ни один репетитор не поможет ребенку, если он сам не заинтересован в успешной сдаче экзамена и получении знаний. «Масса ребят, которые набрали 100 баллов по ЕГЭ, достигли высокого результата самостоятельно», – отметил Анзор Ахмедович Музаев. Они работали в библиотеках и много времени провели на сайтах для подготовки, где это абсолютно бесплатно. Есть группы в сети «ВКонтакте», в которых дети кооперируются и решают эти задания совместно, помогая друг другу.

Так и на интернет-портале «Одаренные дети» ребята не видят проблемы в едином государственном экзамене – ее нет среди талантливой молодежи. Они не тратят времени на то, чтобы обсуждать систему сдачи экзаменов. Вместо этого дети много читают, занимаются самостоятельно, участвуют в конкурсах, которые помогают углублять их знания и развивать творческое мышление.

Путь к вершине всегда сложный, поэтому хочется пожелать всем выпускникам не просто успешной сдачи экзаменов и интересной учебы, а жажды новых знаний и стремления развивать свой интеллект. Тогда непременно все получится, и вы достойно взойдете на гору под названием «единый государственный экзамен».

Марина Качкалова, студентка факультета журналистики ИГУМО

13 Апреля 2017

Возврат к списку

Одаренные дети - портал, позволяющий школьникам участвовать в бесплатных конкурсах, увлекательных проектах, общаться по интересам, развивать таланты, получать признание, поддержку профессионалов и приятные бонусы
Связь с командой портала